Святое Таинство Причащения (Евхаристия)

Святое Таинство Причащения (Евхаристия) (5)

Евхари́стия (греч. ευχαριστία — благодарение), Свято́е Прича́стие — главнейшее Таинство, при котором по вероучению христиане вкушают Тело и Кровь Иисуса Христа Спасителя и, таким образом, соединяются с Богом.

Богословское значение Евхаристии

Согласно Евангелию, Евхаристия была установлена самим Иисусом Христом на Тайной Вечере. Причащение необходимо каждому христианину для спасения: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.» (Ин.6:53-58). Согласно учению святых отцов, Евхаристия — это «таинство таинств». Причащение есть реальное приобщение к Божеству, которое, как писал Симеон Солунский (XV век), является целью Литургии и «вершиной всех благ и желаний»[1].

В трактате «О таинственном теле Господа Иисуса Христа» Константинопольский патриарх Геннадий Схоларий ставил таинство евхаристии выше таинства крещения: « Тело Христово питает телесно, чистотой же благодаря единению с Божественной природой очищает и освящает, доставляя нам достаточную духовную пищу; питаемые так, мы прекрасно восходим к духовному совершенству и здравию... О Таинство, священнейшее всех Таинств, превосходящее само Таинство Крещения: тем Крещением Владыка общается с нами только по силе (по энергии), а сим Евхаристией — по сущности.[2] »

Св. Иоанн Дамаскин пишет о том, что люди, в отличие от святых ангелов, благодаря Евхаристии причаствуются не только общей энергии Троицы, но и обоженному («божественному») человеческому естеству Одного из Троицы (то есть Христа): Исповедь перед причащением « Ангелы стали участниками и сделались общниками не естества божественного, но — действия (энергии) и благодати; из людей же, те бывают участниками и делаются общниками божественного естества, которые принимают Святое Тело Христово и пьют Его Кровь. Ибо [Тело и Кровь] соединены с божеством по ипостаси; и два естества в принимаемом нами Теле Христовом соединены в ипостаси неразрывно; и мы бываем причастниками двух природ: Тела — телесно, Божества — духовно, скорее же, обеих обоюдно. Не по ипостаси мы — одно и то же [что и Спаситель] (ибо сначала существуем ипостасно и потом [только] вступаем [с Ним] в единение), но по соединению с Телом и Кровью[3] » Евхаристия — это «таинственное жертвоприношение», по выражению патриарха Германа (VIII век) (PG, 98. 420 А). Это — благодарственная (отсюда и название «евхаристия», что значит «благодарение») жертва Богу. Священник во время богослужения «мысленно созерцает небесную службу» (PG, 98,49 °C), а «мы, — указывает патриарх Герман, — уже не на земле, а на Небе предстоим царскому престолу Бога» (там же, 441 А). Земная литургия в Евхаристии перерастает в небесную и совершается одновременно «как горе, так и долу» (PG,155,АВ).

Константинопольский собор 1157 года анафематствует всех, кто толкует слова «сие творите в Моё воспоминание» как образное принесение Жертвы, а не само принесение Жертвы: « 3. Слышащим Спасителя о преданном Им священнодействии Божественных Таин, говорящего: «сие творите в Мое воспоминание», но не понимающим правильно слова «воспоминание» и дерзающим говорить, что оно (т.е. воспоминание) обновляет мечтательно и образно жертву Его Тела и Крови, принесенную на честном Кресте Спасителем нашим в общее избавление и очищение, и что оно обновляет и ежедневную жертву, приносимую священнодействующими Божественные Тайны, как предал Спаситель наш и Владыка всех, и поэтому вводящим, что это иная жертва, чем совершенная изначала Спасителем и возносимая к той мечтательно и образно, как уничижающим неизменность жертвы и таинство страшного и Божественного священнодействия, которым мы принимаем обручение будущей жизни, как это изъясняет Божественный отец наш Иоанн Златоуст во многих толкованиях посланий великого Павла, анафема трижды.[4] »

Архиепископ Фессалоникийский Симеон о причащении пишет следующее[5]:

Причащение соединяет нас с Самим Владыкой, и мы на самом деле становимся в этом Таинстве причастниками Самого Тела Его и Крови. Мы через пищу сделались смертны, и ниспали из рая, и отделили себя от Бога, а теперь через причащение снова принимаем жизнь вечную. Таким образом освобождаясь от тления, мы соединяемся с Бессмертным Богом, Который ради нас стал смертным в воплощении.

Фильм посвящен Божественной литургии -- богослужению, за которым происходит главное таинство церкви - Евхаристия. В этом таинстве под видом хлеба и вина верующие причащаются тела и крови Христа, непостижимым для ума и таинственным образом соединяясь с Богом. Кто совершил самую первую Евхаристию? Каким образом хлеб и вино становятся телом и кровью Христа? Почему священники и миряне причащаются по-разному? Как и для чего совершается литургия?

Человек перед Богом (Студия Неофит, ТК Культура, 2011)
Автор и ведущий - митрополит Иларион (Алфеев).

Понедельник, 29 Октябрь 2012 04:46

Что нам страшно сказать Богу?

Автор

Расцерковление мы обсуждаем давно. Наступает однажды такой период в жизни, когда церковная жизнь теряет острый смысл: вместо молитвы — краткое вычитывание правила, исповедь — из недели в неделю один и тот же нестрашный список, причастие — надо обязательно раз в две недели и вычитать перед этим последование. Как быть с этим, как вернуть горение веры? 

Воскресенье, 09 Сентябрь 2012 19:43

О Святом Причащении

Автор

Таинство Причащения существует в Церкви с тех пор, как на Тайной Вечери Господь Иисус Христос преломил хлеб и, раздав Своим ученикам, сказал: “Сие есть Тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание”. Потом Он взял в руки чашу с вином, подал им и сказал: “Сия чаша есть Новый Завет в Моей Крови, которая за вас проливается”. После крестной смерти Учителя Его ученики стали собираться на Евхаристию для преломления хлеба и вкушения вина в воспоминание о страданиях, смерти и воскресении Господа Спасителя. Евхаристия стала той основой, на которой строилась христианская Церковь.

Жизнь требует питания для своего поддержания. Господь дарует это питание в таинстве причащения или по-гречески евхаристии, что значит "благодарение". В причащении мы вкушаем под видом хлеба и вина Тело и Кровь Самого Господа Иисуса Христа и так Бог становится частью нас, а мы - частью Его (причащаемся, одним целым с Ним, ближе чем самые родные люди, а через Него - одним телом и одной семьей со всеми членами Церкви, теперь нашими братьями и сестрами.

К Причащению Святых Христовых Тайн в семье готовятся заранее. В эту подготовку входят усиленная молитва, посещение богослужений, пост, добрые дела, примирение со всеми, а затем - исповедь, то есть очищение своей совести в таинстве покаяния.

Воскресная проповедь

О причащении, Мф. 14, 14-22

Как тело нуждается в чувственной пище, так и душа требует … пищи духовной, дабы укрепляясь ею, могла противиться восстаниям плоти и выдерживать постоянную брань. Христиане пищею для себя имеют оный небесный Огонь (Тело и Кровь Господа Иисуса Христа). Он для них упокоение, Он очищает и омывает и освещает сердце их, Он приводит их в возрастание, Он для них воздух и жизнь. Эта трапеза есть сила для души нашей, крепость для сердца, основание упования, надежда, спасение, свет, жизнь. Отошедши в вечность с этою жертвою, мы с великим дерзновением вступим в священные обители… Но что я говорю о будущем? Это Таинство и здесь делает для тебя землю небом. Но для достижения цели, с которой приступаем к Божественному Таинству Евхаристии, надлежит нам иметь некии особые расположения, совершать особые некии дела и употреблять некии прежде причащения, во время причащения и после причащения.