Светоотачка литература (44)
Јеванђеље Последњој Суде.Свиатител Николаја (Велимировића)
Те, кто считал и вычислял, утверждают, что на земле полтора миллиарда живых людей. Из этих полутора миллиардов живых людей ни один не в состоянии сказать вам от своего ума, что будет с миром в конце времен и что будет с нами после смерти. И все многие и многие миллиарды человеческих существ, жившие на земле до нас, не были в состоянии ничего от своего ума определенно и с уверенностью сказать о кончине мира и о том, что нас ожидает после смерти, - ничего, что мы могли бы разумом, сердцем и душою принять как истину. Жизнь наша коротка и исчисляется днями, а время долго и исчисляется столетиями и тысячелетиями. Кто из нас может простереться из своей тесноты до скончания века, и увидеть последние события, и сообщить нам о них, и сказать: "На краю времен произойдет то-то и то-то, то-то будет с миром, то-то - с вами, людьми"?
Писма Ст. Василије Велики. За студентске Цхило
Саветовао да не журе изненада на врх савршенства
…У многих, может быть, доставало смелости начать уединенную жизнь, но немногие, вероятно, потрудились довершить ее как должно. И без сомнения, конец дела — не в одном намерении, а в конце — плод трудов. Поэтому никакой нет пользы, если кто не поспешает к концу намерения, но ограничивает монашескую жизнь одним только началом, а что всего смешнее, оставляет еще собственное свое намерение, за что посторонние обвиняют его в недостатке мужества и рассудительности.
О понизности и поноса. Свети Јефрем Сирин
Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие; оно доставляло победу и древним и новым.
Разговор са Николасом Светог Серафима Мотовиловим стицања Духа Светога
Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809-1879) о цели христианской жизни произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой. Мы публикуем текст беседы издания 1903 года с некоторыми сокращениями. Кажущаяся простота беседы обманчива: поучения произносит один из величайших святых Русской Церкви, а слушателем является будущий подвижник веры, исцеленный по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Именно Н.А. Мотовилову преподобный Серафим завещал перед смертью материальные заботы о своих дивеевских сиротах, об основании им Серафимо-Дивеевской обители.
Упутства Светог Серафима Саровског
ОДГОВОР: О Богу
Бог је ватра, загревање и разгоруваве срца и узде. Дакле, ако осећамо хладноћу у нашим срцима, што је од ђавола, јер ђаво је хладно, то ће позвати Господа, и Он ће доћи и загреј срце наше савршене љубави, не само њему већ и за свог ближњег. И у име топлоте ће возити Хлад доброненавистника.
Очеви написао, када је питао: Тражите Господа, али не и тестове, где живи.
На читања Еванђеља Светог Игњатија (Брианцханинов)
У читања Јеванђеља не траже задовољства, не траже ентузијазма, не траже бриљантних идеја: изгледа да виде свето истину о непогрешивости.
Незадовољан стерилном читања Јеванђеља, покушајте да урадите његове заповести, читао своје радове. Ово је - књига живота, и треба да се чита у њеном животу.
Немојте мислити да је разлог светих књига, четири јеванђеља и Јеванђеља по Матеју почиње и завршава са Јеванђеља по Јовану. Матеј учи више него како то да урадите вољу Божју и његових учења је посебно плоцом за почетнике путу Божијем, Јован одређује начин повезивање Бога са човеком, обновио заповести, који је на располагању један одличан на путу Божијем.
"Оче наш". Тумачење Молитве Господње
Свети Николај Српски језик (Велимировић)
Оче наш,
Када небо Румбле и хук океана, они вас зову: Господ над војскама, наш, Господ сила небеска!
Кад звезде падају, а из земље бежи од пожара, кажу вам: Наш Створитељ!
Свети Оци Православља. ИИИ. Како да не чита Свете Оце
Јеромонах Серафим (Роуз)
Уже достаточно было сказано о серьезности и трезвении, с какими следует приступать к изучению святых Отцов. Но сам навык человека XX века в легкомыслии, привычка не принимать всерьез даже самых важных предметов, "играть в идеи" - что и делают сейчас университетские ученые - вынуждает нас пристальнее рассмотреть некоторые общие ошибки, совершаемые обыкновенно номинальными православными при изучении или исследованиях писаний святых Отцов. Здесь необходимо будет назвать имена и публикации, чтобы показать, в какие ловушки многие души уже попали. Рассмотрев это, мы сможем более четко уяснить, как не следует приступать к чтению святых Отцов.
Свети Оци Православља. ИИ. Како читати Свете Оце
Јеромонах Серафим (Роуз)
Настоящая патрология знакомит с Отцами Православия, поэтому ее объем и цели отличаются от обычного семинарского курса по патрологии. На этих страницах мы преследуем двойную цель: 1) представить православное богословское обоснование духовной жизни - природу и цель духовной брани, святоотеческий взгляд на человеческую природу, характер и действия Божественной благодати и человеческих усилий
Свети Оци Православља. И. Инспиратори и водичи верни истинском хришћанству у нашем времену
Јеромонах Серафим (Роуз)
Никогда прежде не было столько лжеучителей, как в нашем злосчастном XX веке, богатом материалистическими искушениями и бедном разумом и душой. Самые нелепые, бредовые взгляды, ранее безоговорочно и повсеместно отринутые культурными людьми, сейчас находят "теоретическое обоснование" и непременного "учителя". Кое-кто из них даже являет (или сулит) "духовную силу" или ложные чудеса, как оккультисты или "целители". Но чаще современные учителя способны предложить лишь неудобоваримую смесь разных идей, полученных якобы из "космоса" или от современных самозванных "мудрецов", познавших "более", чем все светлые головы прошлого только потому, что живут в наш "просвещенный" век. В итоге философия раздробилась на тысячу школ, а "христианство" - на тысячу сект. Где же в этом безбрежном океане отыскать Истину, если ее вообще возможно отыскать в наш вконец заблудший век?
Реч седми. Шта се дешава усвојене уредбе и марљиво чувати у себи благодат светих Тајни добили од
Свети праведни Николај Кавасила Архиепископ Фесалоникииски
После того, как сказано, каким становится принявший таинства и каким шествуя путем может сохранить то, что получил от таинств, нужно рассмотреть, каков будет он, когда сохранит сие, и какой получит нрав, когда к полученному от Бога присоединит свое. Ибо жизнь состоит в том, что служило для нас предметом предшествующих слов, т.е. с одной стороны, в благодати от таинств, с другой - в попечении принявших о сохранении дара. Теперь остается осмотреть уже всю жизнь так устроенную, и показать то и другое вместе и указать, до чего может достигнуть человеческая добродетель при помощи благодати.
Реч шести. Како да сачувате наше животе, примио преко тајнама
Таково то, что из жизни во Христе относится к Самому Христу и что приличествует Ему единому. Поелику же устроить жизнь в начале зависит от одной руки Спасителя, а сохранить утвержденную и оставаться живыми, - есть дело и нашей ревности, то необходимы здесь и человеческие силы, и содействие со стороны нашей, чтобы, получивши, не потерять благодать, но до конца сохранить ее, и отойти отсюда, имея в руках сокровище, и к тому стремиться, посредством чего можно достигнуть, хотя бы нужен был и подвиг. И это по всей справедливости должно составить часть нашего слова о жизни.
Реч пети. Какву подршку јој даје благослов светог олтара
Свети праведни Николај Кавасила Архиепископ Фесалоникииски
Таково значение священных таинств, и такое доставляют они нам приготовление к истинной жизни. Поелику же жертвенник есть начало всякого таинства, нужно ли принять вечерю или помазание, а также получить освещение, или участвовать в таинстве купели, - посему кроме сказанного, сколько возможно нам, рассудим о нем и о таинстве, коим утверждается он. Не думаю сделать что-либо ненужное и излишнее, а полнее сделаем слово, сказав об источнике, начале таинств, или как иначе называть сие нужно. Посему, изложив по порядку все, что бывает руками совершителя и из чего состоит жертвенник, посмотрим потом, какое значение каждого действия, и к чему совершается оно.
Реч четврти. Какву помоћ ће му дати Свето Причешће
Свети праведни Николај Кавасила Архиепископ Фесалоникииски
Након света долазимо до оброка, к границе живота, чија старост није било потребе за жељени благостање. За одузимање од овог јела није смрт, а ковчег, и заједница живота бољи, али Васкрсе себе, а не дарови Светога Духа, који једино можемо добити, али самог добротвор, црква на било који начин је све пуноћу дарова благодати.
Реч трећи. Какву подршку јој даје божански свет
Свети праведни Николај Кавасила Архиепископ Фесалоникииски
Међутим, Кои тако створио духовно, а самим тим рођени, требало би да добије и глума, што би било у складу са оним од рођења, а према предлогу. И то нас доводи до мистерије света Божје, за активне соделивает духовних енергија, онда један, затим још један, онда многи, судећи по ономе што је тајна ко је прихватљивост.
Реч другог. Какву помоћ има крштење њена божанска
Свети праведни Николај Кавасила Архиепископ Фесалоникииски
Шта је то свете тајне светих животних форми, што је приказано у претходној години, а сада погледајте како је сваки од сакрамената улази у овај живот. За живот у Христу је иста заједница са Христом, и како свака света тајна од пријема повезује са Христом, да, и ми ћемо разговарати.
Седам последњих речи Христових и Ворд живота у прва.
Прва реч. Чињеница да је креиран од стране божанског Светим Тајнама: Крштења, Потврђивање и причест
Свети праведни Николај Кавасила Архиепископ Фесалоникииски
Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня. И ни настоящая жизнь не может совершенно вложить ее в сердца людей, ни будущая, если не получит начатков ее в сей жизни. Ибо поелику в настоящей жизни помрачает плотское, и здешний мрак, и тление, не могущее наследовать нетление, то Павел почитал лучшим разрешиться, дабы со Христом быть: Решен- Он каже - и са Христом бити много више него најбољи (Флп.1: 23). Живот у будућности, ако и прихватимо људе који немају снаге и осећања које су потребне за живот њих, за што не служи на добробит, али као мртви и сиромашних су благословени, они живе у чекању, и бесмртни свет.
Поглавља о љубави. Трећи сотнитса
1) Разумна употреба мисли и ствари даје честитости, љубав, и одржавање, а неразумни - неумереност, мржњу и незнање.
2) Уготовал еси предо моною трапезу, и проч. Трапеза здесь означает деятельную добродетель: ибо она Иисус Христом уготована противу стужающих нам; Елей, умащающий ум означает созерцание тварей, чаша Божия – познание Бога; милость Его есть Его Слово и Бог: ибо Он вочеловечением Своим женет в след нас вся дни, доколе не постигнет всех спасаемых, как Павла. Дом означает царствие, в которое вселятся все Святые; долгота же дней – жизнь вечную (Пс. 22, 5. 6).
Поглавља о љубави. Други сотнитса
1) Ја се искрено воли Бога моли без забаве и моле као и, без икакве забаве искрено љуби Бога. Али он не може да се моли без сметњи хе чији је ум прикован за било шта земаљско. Дакле, не свиђа онај чији је ум везан за нешто привремено.
2) Хм, дуго бави мисли о нечему разумном, сигурно има страст за то је пожуда или жалости, или бес или мржња, и, ако не подметати било шта на све те ствари, не можете добити ослободити од страсти.
Поглавља о љубави. Прво сотнитса
1) Љубав је добра локација за душу, за коју она није више воле од постојећег знања о Богу. Али у таквом расположења Изабрано немогуће доћи до њега, који је навучен на било шта земаљско.
2) Љубав се рађа из непристрасаност непристрасаност и наде у Бога, надом и стрпљењем и великодушност, ови недавно одустајање од целог и уздржавање од страха од Бога, страх од вере у Господа,
Шест речи о Свештенства
МНОГО было у меня друзей, искренних и верных, знавших и строго соблюдавших законы дружбы; но из многих один превосходил всех других любовью ко мне и столько успел в этом опередить их, сколько они - людей равнодушных ко мне. Он всегда был неразлучным спутником моим: мы учились одним и тем же наукам и имели одних и тех же учителей; с одинаковой охотой и ревностью занимались красноречием и одинаковые имели желания, проистекавшие от одних и тех же занятий. И не только в то время, когда мы ходили к учителям, но и по выходе из училища, когда надлежало совещаться, какой нам лучше избрать путь жизни, и тогда мы оказались согласными в своих мыслях...
Разговор Преобразења Господа Бога и Спаситеља Исуса Христа
Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: «И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины» (Мф. 17, 1). Спрашиваем прежде всего, откуда Евангелист Матфей начинает счет шести дней, после которых наступил день Преображения Господня, то есть с какого дня?
Ст Јован Златоусти Поређење моћи, богатства и бенефиција за истинска мудрост-краљ. ...
ПОРЕЂЕЊЕ
моћ, богатство и привилегије Труе и Цхристиан Висдом краљевим монашког живота.
Једном речју, или разсузхдении са насловом, која значи њен садржај је ближе мисли, висказаннииа у једном од претходних речи (Реч други -. На неверујућег оца одељења 6 и 7) у излагању морала друштва, современнаго Златоусти јерарха.
Ст Јован Златоусти. За несрећу. Друга реч
Би СТЕЛЕХИИУ.
КАК возможно быть тому, что приказал ты, святый Божий человек, Стелехий? Как от души, столь слабой и холодной, произойти словам о сокрушении? Кто намерен сказать об этом предмете что-нибудь доброе, тому надобно, я думаю, самому больше и прежде всех других воспламениться и гореть такою ревностию, чтобы произносимыя им слова об этом, сильнее раскаленнаго железа, врезывались в душу слушателей.
Ст Јован Златоусти. За несрећу. ПРВА РЕЧ
Два слова о душевном сокрушении написаны св. Иоанном Златоустым по просьбе благочестивых и близких к нему лиц, которых имена поставлены в заглавии этих слов, монаха Димитрия и Стелехия, в конце 374 или в начале 375 года по Р. Х., когда он сам, по посвящении в церковнаго чтеца св. Мелетием, епископом антиохийским, поселился в обители иноков, проводивших подвижническую жизнь на смежных с Антиохиею горах, о чем ясно говорится в первом слове (отдел. 6)