Святаайцоўскія літаратура (44)

 

Те, кто считал и вычислял, утверждают, что на земле полтора миллиарда живых людей. Из этих полутора миллиардов живых людей ни один не в состоянии сказать вам от своего ума, что будет с миром в конце времен и что будет с нами после смерти. И все многие и многие миллиарды человеческих существ, жившие на земле до нас, не были в состоянии ничего от своего ума определенно и с уверенностью сказать о кончине мира и о том, что нас ожидает после смерти, - ничего, что мы могли бы разумом, сердцем и душою принять как истину. Жизнь наша коротка и исчисляется днями, а время долго и исчисляется столетиями и тысячелетиями. Кто из нас может простереться из своей тесноты до скончания века, и увидеть последние события, и сообщить нам о них, и сказать: "На краю времен произойдет то-то и то-то, то-то будет с миром, то-то - с вами, людьми"?

Раіць не раптам імкнуцца да верха дасканаласці

…У многих, может быть, доставало смелости начать уединенную жизнь, но немногие, вероятно, потрудились довершить ее как должно. И без сомнения, конец дела — не в одном намерении, а в конце — плод трудов. Поэтому никакой нет пользы, если кто не поспешает к концу намерения, но ограничивает монашескую жизнь одним только началом, а что всего смешнее, оставляет еще собственное свое намерение, за что посторонние обвиняют его в недостатке мужества и рассудительности.

Кто вступает в брань и желает одержать победу, тот пусть, как в броню, облечется в славные доспехи — смирение. Оружие лукавого — гордость, ею умертвил он отца нашего Адама; ею умерщвляет и всех чад его. А оружие Господа нашего — смирение, это оружие уготовил Он на лукавого, им низверг сатану с высоты самоуправного владычества. Смирением вооружились апостолы, им побеждали истинно верующие; оно доставляло победу и древним и новым.

Беседа преподобного Серафима с Николаем Александровичем Мотовиловым (1809-1879) о цели христианской жизни произошла в ноябре 1831 года в лесу, неподалеку от Саровской обители, и была записана Мотовиловым. Рукопись была обнаружена через 70 лет в бумагах жены Николая Александровича, Елены Ивановны Мотовиловой. Мы публикуем текст беседы издания 1903 года с некоторыми сокращениями. Кажущаяся простота беседы обманчива: поучения произносит один из величайших святых Русской Церкви, а слушателем является будущий подвижник веры, исцеленный по молитве Серафима от неизлечимой болезни. Именно Н.А. Мотовилову преподобный Серафим завещал перед смертью материальные заботы о своих дивеевских сиротах, об основании им Серафимо-Дивеевской обители.

 

1. Аб Бога

 

Бог ёсьць агонь,, які сагравае і запальваюцца сэрца і нутробы. Такім чынам, калі мы адчуем ў сэрцах сваіх холад, які ад д'ябла, бо д'ябал холад, то паклічам Госпада, і Ён пришед сагрэе наша сэрца цалкам любоўю не толькі да Яго, але і да бліжняга. І ад асобы цеплыні прагоніць холад доброненавистника.

 

Бацькі напісалі, калі іх пыталіся: шукай Госпада, але не выпрабоўвае, дзе жыве.

Пры чытанні Евангелля не шукай асалоды, не шукай захапленняў, не шукай бліскучых думак: шукай ўбачыць непогрешительную святую ісціну.

Не здавольваецца адным бясплодным чытаннем Евангелля; старайся выконваць яго заповедания, чытай яго справамі. Гэта - кніга жыцця, і трэба чытаць яе жыцця.

Не думай, што без прычыны сьвятыя з кніг, Четвероевангелие, пачынаецца Евангеллем ад Матфея, а канчаецца Евангеллем ад Іаана. Мацей навучае больш, як выконваць волю Божую, і яго навучанні асабліва належыць пачаткоўцам шлях Божы; Ян выкладае вобраз злучэння Бога з чалавекам, абноўленым запаведзямі, што даступна адным поспех, на шляху Божым.

свяціцель Мікалай Сербскі (Веліміравіч)

 Ойча наш,

Калі нябёсы грукочуць, а акіяны равуць, яны клічуць Цябе: Гасподзь Саваоф наш, Уладыка сіл нябесных!

Калі падаюць зоркі, і з зямлі вырываецца агонь, яны кажуць Табе: Творца наш!

іераманах Серафім (Роўз)

    Уже достаточно было сказано о серьезности и трезвении, с какими следует приступать к изучению святых Отцов. Но сам навык человека XX века в легкомыслии, привычка не принимать всерьез даже самых важных предметов, "играть в идеи" - что и делают сейчас университетские ученые - вынуждает нас пристальнее рассмотреть некоторые общие ошибки, совершаемые обыкновенно номинальными православными при изучении или исследованиях писаний святых Отцов. Здесь необходимо будет назвать имена и публикации, чтобы показать, в какие ловушки многие души уже попали. Рассмотрев это, мы сможем более четко уяснить, как не следует приступать к чтению святых Отцов.

іераманах Серафім (Роўз)

 Настоящая патрология знакомит с Отцами Православия, поэтому ее объем и цели отличаются от обычного семинарского курса по патрологии. На этих страницах мы преследуем двойную цель: 1) представить православное богословское обоснование духовной жизни - природу и цель духовной брани, святоотеческий взгляд на человеческую природу, характер и действия Божественной благодати и человеческих усилий

іераманах Серафім (Роўз)

Никогда прежде не было столько лжеучителей, как в нашем злосчастном XX веке, богатом материалистическими искушениями и бедном разумом и душой. Самые нелепые, бредовые взгляды, ранее безоговорочно и повсеместно отринутые культурными людьми, сейчас находят "теоретическое обоснование" и непременного "учителя". Кое-кто из них даже являет (или сулит) "духовную силу" или ложные чудеса, как оккультисты или "целители". Но чаще современные учителя способны предложить лишь неудобоваримую смесь разных идей, полученных якобы из "космоса" или от современных самозванных "мудрецов", познавших "более", чем все светлые головы прошлого только потому, что живут в наш "просвещенный" век. В итоге философия раздробилась на тысячу школ, а "христианство" - на тысячу сект. Где же в этом безбрежном океане отыскать Истину, если ее вообще возможно отыскать в наш вконец заблудший век?

Святы праведны Мікалай Кавасила арцыбіскуп Фесалоникийский

После того, как сказано, каким становится принявший таинства и каким шествуя путем может сохранить то, что получил от таинств, нужно рассмотреть, каков будет он, когда сохранит сие, и какой получит нрав, когда к полученному от Бога присоединит свое. Ибо жизнь состоит в том, что служило для нас предметом предшествующих слов, т.е. с одной стороны, в благодати от таинств, с другой - в попечении принявших о сохранении дара. Теперь остается осмотреть уже всю жизнь так устроенную, и показать то и другое вместе и указать, до чего может достигнуть человеческая добродетель при помощи благодати.

Таково то, что из жизни во Христе относится к Самому Христу и что приличествует Ему единому. Поелику же устроить жизнь в начале зависит от одной руки Спасителя, а сохранить утвержденную и оставаться живыми, - есть дело и нашей ревности, то необходимы здесь и человеческие силы, и содействие со стороны нашей, чтобы, получивши, не потерять благодать, но до конца сохранить ее, и отойти отсюда, имея в руках сокровище, и к тому стремиться, посредством чего можно достигнуть, хотя бы нужен был и подвиг. И это по всей справедливости должно составить часть нашего слова о жизни.

Святы праведны Мікалай Кавасила арцыбіскуп Фесалоникийский

Таково значение священных таинств, и такое доставляют они нам приготовление к истинной жизни. Поелику же жертвенник есть начало всякого таинства, нужно ли принять вечерю или помазание, а также получить освещение, или участвовать в таинстве купели, - посему кроме сказанного, сколько возможно нам, рассудим о нем и о таинстве, коим утверждается он. Не думаю сделать что-либо ненужное и излишнее, а полнее сделаем слово, сказав об источнике, начале таинств, или как иначе называть сие нужно. Посему, изложив по порядку все, что бывает руками совершителя и из чего состоит жертвенник, посмотрим потом, какое значение каждого действия, и к чему совершается оно.

Святы праведны Мікалай Кавасила арцыбіскуп Фесалоникийский

Пасля свету мы пачынаем да трапезы, гэтаму мяжы жыцця, якія дасягнулі якога ні ў чым ужо не маюць патрэбы для жаданага дабрабыту. Бо прымаем ад гэтай трапезы ўжо не смерць, і труну, і зносіны жыцця лепшай, але Самога Уваскрослага, і не дары Святога Духа, якія толькі можам мы атрымаць, але Самога дабрадзея, самы храм, у якім знаходзіцца ўся паўната прасвядных дароў.

Святы праведны Мікалай Кавасила арцыбіскуп Фесалоникийский

Тым, раз сустрэнецца так духоўна створаны і такім чынам народжаныя, варта атрымаць і дзеяў, якое б адпавядала такому нараджэнні, і адпаведнае таго рух. І гэта дастаўляе нам сакрамэнт Боскага свету, бо дзейным мушу зрабіцца духоўныя ўчынкі, то адно, то іншае, то многія, мяркуючы па тым, якую мае хто прымальнасць да сакрамэнту.

Святы праведны Мікалай Кавасила арцыбіскуп Фесалоникийский

Што свяшчэнная жыццё ўтворыцца святымі сакрамэнтамі, гэта паказана ў папярэднім, а цяпер паглядзі, як кожнае з сакрамэнтаў ўводзіць у гэтую жыццё. Бо жыццё ў Хрысце ёсць самае злучэнне з Хрыстом, а якім чынам кожнае сакрамэнт якія прымаюць яго злучае з Хрыстом, пра тое і будзем казаць.

Слова першае. Пра тое, што яна ствараецца з дапамогай Боскіх сакрамэнтаў: Хрышчэння, канфірмацыі і святога Далучэнне

Святы праведны Мікалай Кавасила арцыбіскуп Фесалоникийский

Жизнь во Христе зарождается в здешней жизни и начало приемлет здесь, а совершается в будущей жизни, когда мы достигнем оного дня. И ни настоящая жизнь не может совершенно вложить ее в сердца людей, ни будущая, если не получит начатков ее в сей жизни. Ибо поелику в настоящей жизни помрачает плотское, и здешний мрак, и тление, не могущее наследовать нетление, то Павел почитал лучшим разрешиться, дабы со Христом быть: Вырашыцца, - Кажа ён, - і з Хрыстом быць шмат больш лепш (Флп.1: 23). А жыццё будучая, калі і прымае людзей, якія не маюць сіл і пачуццяў, якія патрэбныя для жыцця гэтай, то для такіх ніколькі не паслужыць да дабрабыту, але як мёртвыя і няшчасныя будуць яны жыць у шчасным оном і бессмяротным свеце.

1) Разумнае ўжыванне марных і рэчаў дастаўляе цнатлівасць, каханне і вядзенне; а неразумнае - няўстрыманьнем, нянавісць і недасведчанасць.

2) Уготовал еси предо моною трапезу, и проч. Трапеза здесь означает деятельную добродетель: ибо она Иисус Христом уготована противу стужающих нам; Елей, умащающий ум означает созерцание тварей, чаша Божия – познание Бога; милость Его есть Его Слово и Бог: ибо Он вочеловечением Своим женет в след нас вся дни, доколе не постигнет всех спасаемых, как Павла. Дом означает царствие, в которое вселятся все Святые; долгота же дней – жизнь вечную (Пс. 22, 5. 6).

1) Шчыра любіць Бога моліцца без усялякага забаўкі, роўна і моліцца без усялякага забавы любіць Бога шчыра. Але не можа маліцца без забаўкі той, чый розум прыбіты да чаго-небудзь зямным. Такім чынам, не любіць той, чый розум прывязаны да чаго-небудзь часоваму.

2) Розум, доўга які займаецца думкаю аб чым-небудзь пачуццёвым, вядома мае запал да таго, менавіта пажадлівасць або нараканьне, або гнеў, або злапамятнасцю, і, калі не залічыць ні ў што той рэчы, то не можа вызваліцца ад страсці.

1) Любоў ёсць добрае размяшчэнне душы, па якім яна нічога з існуючага ня аддае перавагу пазнання Бога. Але ў такі любительное настрой немагчыма прыйсьці таму, хто мае прыхільнасць да чаго-небудзь зямным.

2) Каханне нараджаецца ад бясстраснасці; абыякавасць ад спадзяваньня на Бога; спадзяваньне ад цярпення і вялікадушнасці, гэтыя апошнія ад ўстрымання ва ўсім; ўстрыманне ад страху Божага, страх ад веры ў Госпада,

Аўторак 8. маі, 2012 20:02

Шэсць слоў пра святарстве

МНОГО было у меня друзей, искренних и верных, знавших и строго соблюдавших законы дружбы; но из многих один превосходил всех других любовью ко мне и столько успел в этом опередить их, сколько они - людей равнодушных ко мне. Он всегда был неразлучным спутником моим: мы учились одним и тем же наукам и имели одних и тех же учителей; с одинаковой охотой и ревностью занимались красноречием и одинаковые имели желания, проистекавшие от одних и тех же занятий. И не только в то время, когда мы ходили к учителям, но и по выходе из училища, когда надлежало совещаться, какой нам лучше избрать путь жизни, и тогда мы оказались согласными в своих мыслях...

Для изъяснения таинства настоящего празднества и уразумения истины необходимо нам обратиться к самому началу нынешнего чтения Евангелия: «И по днех шестих поят Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возведе их на гору высоку едины» (Мф. 17, 1). Спрашиваем прежде всего, откуда Евангелист Матфей начинает счет шести дней, после которых наступил день Преображения Господня, то есть с какого дня?

Параўнанне
ўлады, багацця і пераваг царскіх з праўдзівым і хрысціянскім Любамудраў манаскага жыцця.

У слове або разсуждении з такім загалоўкам, азначае яго змест, больш падрабязна выкладаюцца думкі, высказанныя ў адным з папярэдніх слоў (Слова другое - да няверуючым бацьку, аддзел. 6 і 7) у засьцярога нораваў грамадства, современнаго Залатавустам Свяціцелю.

Да СТЕЛЕХИЮ.
КАК возможно быть тому, что приказал ты, святый Божий человек, Стелехий? Как от души, столь слабой и холодной, произойти словам о сокрушении? Кто намерен сказать об этом предмете что-нибудь доброе, тому надобно, я думаю, самому больше и прежде всех других воспламениться и гореть такою ревностию, чтобы произносимыя им слова об этом, сильнее раскаленнаго железа, врезывались в душу слушателей.

Два слова о душевном сокрушении написаны св. Иоанном Златоустым по просьбе благочестивых и близких к нему лиц, которых имена поставлены в заглавии этих слов, монаха Димитрия и Стелехия, в конце 374 или в начале 375 года по Р. Х., когда он сам, по посвящении в церковнаго чтеца св. Мелетием, епископом антиохийским, поселился в обители иноков, проводивших подвижническую жизнь на смежных с Антиохиею горах, о чем ясно говорится в первом слове (отдел. 6)

Старонка 1 з 2