Памінанне нябожчыкаў (13)

Аўторак 8. маі, 2012 23:04

Слова аб малітве за памерлых

Есть в христианстве люди, которые сами себя лишают утешения молиться за усопших. Какие это люди? — Без сомнения те, которые, приметным или неприметным для себя образом, больше любят умствовать, нежели веровать. Почему не приемлют они молитв за усопших? — Не видно другой тому причины, кроме той, что не понятно, как действие молитвы простираться может так далеко, — даже из одного мира в другой, из видимаго в невидимый.

 
Доля ўсіх людзей на зямлі, надзел непазбежны ні для каго - смерць. Мы страшымся яе, як лютейшего ворага, мы горка аплаквае выкрадае ёю, а праводзім жыццё так, як бы смерці зусім не было, як бы мы былі вечныя на зямлі.

Труну мой! чаму я забываю цябе? Ты чакаеш мяне, чакаеш, - і я напэўна буду тваім жыхаром: чаго ж я цябе забываю, і паводжу сябе так, як бы труну быў жэрабем толькі іншых людзей, зусім не маім?

Аўторак 8. маі, 2012 16:36

Адпяванне і пахаванне

Пахаванне нябожчыка хрысціяніна здзяйсняецца на трэці дзень пасля яго смерці, (пры гэтым у адлік дзён заўсёды ўключаецца самы дзень скону, нават калі смерць наступіла за некалькі хвілін да поўначы). Пры надзвычайных абставінах - войнах, эпідэміях, стыхійных бедствах - дапускаецца пахаванне і раней трэцяга дня.
У Евангеллі апісаны чын пахавання Госпада Ісуса Хрыста, які складаўся ў абмывання Яго Прачыстай Цела, уборы ў спецыяльныя адзення і становішчы ў магілу. Гэтыя ж дзеянні належыць здзяйсняць над хрысціянамі і ў цяперашні час.

Хто ходзіць жа прапаведуйце, які сказаў, бо набліжаючы Царства Нябеснае. Болящыя изцеляйте, прокаженныя ачышчайце, мертвыя уваскрашайце, дэманы выганяйце.

Мц. 10, 7-8

Ах, Господи! Зачем Ты, облекши нас правом и властью апостолов пасти овец Твоих, совершать таинства, проповедовать им слово Твое, творить дела, яже Сам творил, не дал нам силы исцелить эту рабу Твою, когда она была больна, или воскресить ее, когда она уже умерла. По нашим земным понятиям и соображениям, она так нужна бы еще была для ее супруга, коему была самым лучшим другом и помощником; для своих детей, как птенцов, сладко покоившихся под крылом ее; для своих родных, нежно любивших ее, для друзей и знакомых и, может быть, еще - Бог знает для кого. "Господи! - говорили Спасителю сестры Лазаревы, - аще бы еси был зде, не бы умерл брат наш" (Ин. 11, 21, 32).

Аўторак 8. маі, 2012 16:21

Малітвы аб памерлых

Малітва аб памерлым хрысціянін

Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставлынагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляли неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Аўторак 8. маі, 2012 16:20

Памінальная трапеза

Набожны звычай за трапезай памінаць памерлых вядомы вельмі даўно. Але, на жаль, многія памінкі ператвараюцца ў падстава для сваякоў сабрацца разам, абмеркаваць навіны, смачна паесці, тады як праваслаўныя хрысціяне і за памінальным сталом павінны маліцца аб памерлых.

Перед трапезой следует совершить литию — краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву «Отче наш». Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является кутья (к€оливо). Это отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Зерна служат символом воскресения, а мед — сладости, которой наслаждаются праведники в Царстве Божием. По уставу, кутья должна освящаться особым чином во время панихиды; если нет такой возможности, надо окропить ее святой водой.

Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Покойник не нуждается, по большому счету, ни в гробе, ни в могильном памятнике, ни тем более в поминальном столе — все это есть лишь дань традициям, пусть и весьма благочестивым. Но вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа.

Поминать усопшего в Церкви нужно как можно чаще, не только в означенные особые дни поминовения, но и в любой другой день. Главное моление о упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их упокоение, которые в конце литургии будут опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия. Будем помнить, что это наибольшее благо, которое мы можем оказать тем, кто нам дорог.

У Рускай Праваслаўнай Царквы ёсць дні асаблівага памінання праваслаўных воінаў, за веру і Айчыну жыццё на поле бітвы паклалі, у наступныя тры дні.

Димитриевская суббота (перед 26 октября по старому /8 ноября по новому стилю). Суббота названа так по имени воспоминаемого 26 октября святого великомученика Димитрия Солунского (ок. 306 г.). Установление поминовения в эту субботу принадлежит Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (8 сентября 1380 г.) поминовение павших в ней воинов по совету и благословению преподобного Сергия Радонежского, установил совершать это поминовение ежегодно пред 26 октября. Впоследствии вместе с воинами стали поминать и других умерших.

Настает час, когда останки почившего предаются земле, где будут покоиться до конца времен и всеобщего воскресения. Но любовь матери Церкви к своему чаду, ушедшему из этой жизни, не иссякает. В известные дни она совершает моления об умершем и приносит бескровную жертву о упокоении его. Особые дни поминовений — третий, девятый и сороковой (при этом день кончины считается первым). Поминовение в эти дни освящено древним церковным обычаем. Оно согласуется с учением Церкви о состоянии души за гробом.

Адно з самых цяжкіх відовішчаў на свеце - памінкі, здзяйсняныя атэістамі. Вось усе прыйшлі дадому ад свежай магілы. Паўстае старэйшы, падымае чарку ... І ў гэты момант усё проста фізічна адчуваюць, што нешта могуць і павінны яны зрабіць для таго, з кім толькі што яны развіталіся.

Молитва об ушедших — это потребность сердца, а не требование церковной дисциплины. Сердце требует: помолись!!! А рассудок, покалеченный еще школьными уроками безбожия, говорит: «незачем, молиться некому и не о ком: небеса полны разве что радиоволнами, а от того человека, с которым мы жили еще три дня назад, не осталось уже ничего, кроме того безобразия, которое мы только что засыпали землею».

Аўторак 8. маі, 2012 15:57

Аб бацькоўскую суботу

Казалось, много ли может наше поминовение? Кто мы такие, чтобы наши молитвы могли что-то изменить? Духовные истины постигаются по-разному. Кто-то сразу принимает их сеpдцeм, кому-то необходимо испытание разумом, но полностью убеждает нас, как правило, опыт. И потому позвольте предложить вам историю, которая когда-то раз и навсегда убедила меня в том, что наши поминовения необходимы усопшим, и что никогда нельзя пренебрегать возможностью помочь им своей молитвой. Случилось это много лет назад. Подвизался я в то время певчим в двух московских соборах, а в отпуск, как обычно, поехал в деревню, откуда родом был мой прадед. Родные места, где все про всех и все знают. Поэтому и я знал, у кого можно позаимствовать лодку, необходимую мне для рыбалки. Через три дома жил Николай, по-уличному — Колька Бычок, к нему-то я и отправился со своей просьбой.

Аўторак 8. маі, 2012 15:50

Аб Памінанне

Главное моление о здравии живых и упокоении усопших православных христиан Церковь совершает на Божественной литургии, принося за них бескровную жертву Богу. Для этого следует перед началом литургии (или накануне вечером) подать в церкви записки с их именами (вписывать можно только крещеных, православных). На проскомидии из просфор будут вынуты частицы за их здравие или за упокоение, а в конце литургии опущены в святую чашу и омыты Кровью Сына Божия в знак омовения Христом человеческих грехов. Будем помнить, что поминовение на Божественной литургии — это наибольшее благо для тех, кто нам дорог.